Себестоимость товара – это сумма всех затрат, которые несет продавец, чтобы произвести или приобрести товар и подготовить его к продаже на маркетплейсе. Другими словами, это цена, по которой обошелся продавцу один товар.
Зачем считать себестоимость
Понимание себестоимости товара на маркетплейсах Озон и Вайлдберриз – это фундамент для успешного бизнеса. Оно позволяет:
1. Определить оптимальную цену продажи: избежать убытков и обеспечить конкурентоспособность. Сравнивая свою себестоимость с конкурентами, можно установить более привлекательную цену для покупателей.
2. Оценить прибыльность товара: идентифицировать прибыльные и убыточные позиции, чтобы сфокусироваться на наиболее выгодных товарах и принять решение о дальнейшей работе с товаром. Если товар не приносит достаточной прибыли, то его лучше снять с продажи.
3. Планировать бюджет: определить необходимые инвестиции для вложения в закупку, хранение и продвижение товара. А так же спрогнозировать прибыль, составить финансовый план и оценить будущие доходы.
4. Оптимизировать расходы. Идентифицировать статьи расходов и поиск более выгодных поставщиков. Анализ себестоимости помогает найти поставщиков с более низкими ценами.
5. Принимать управленческие решения. Оценить эффективность маркетинговых кампаний: Позволяет определить, какие маркетинговые инструменты приносят наибольшую отдачу. Принять решение о расширении ассортимента: Помогает оценить, какие новые товары стоит добавить в каталог.
При торговле на маркетплейсах возникает множество расходов. Важно их все учесть, чтобы точно рассчитать себестоимость товара и определить оптимальную цену продажи.
Основные статьи расходов:
Себестоимость товара на маркетплейсах
Сегодня мы покажем как посчитать себестоимость товара на Вайлдберриз или Озон способом, который считается «золотым стандартом» у экономистов и вполне применим для селлеров на маркетплейсах.
Разделим расходы на пропорциональные и не пропорциональные.
Пропорциональные (переменные) расходы — это те расходы, которые изменяются при увеличении объемов продаж или выручке.
Почему важно в себестоимость включать только переменные расходы?
- Точность расчета: Такие расходы напрямую связаны с объемом продаж. Чем больше вы продаете, тем больше этих расходов. Это позволяет более точно рассчитать себестоимость каждого проданного товара и определить оптимальную цену.
- Упрощение анализа: Использование переменных расходов упрощает анализ финансовых показателей и позволяет быстрее реагировать на изменения рынка.
- Принятие решений: Понимание данных расходов помогает принимать обоснованные решения о ценообразовании, выборе поставщиков и оптимизации бизнес-процессов.
Какие расходы включать в себестоимость
Чем меньше объем переменных расходов , тем лучше. Это впервую очередь связано с тем, что вы будете сильно ограничены в ценообразовании и не сможете быть конкурентоспособны.
Какие расходы лучше всего включить:
Стоимость закупа товара
Упаковка
Комиссия с продажи
Логистика до клиента
Бонусы сотрудникам, привязанные к выручке
Маркетинг, если реклама на конкретные карточки
Прочие переменные расходы
Теперь давайте разберемся, как учесть оставшиеся расходы и убедиться, что ваш бизнес прибыльный.
Расчет полной себестоимости на Озон и Вайлдберриз
Полная себестоимость на маркетах — это сумма всех затрат, связанных с производством или приобретением товара и его продажей. Она включает как переменные, так и постоянные расходы.
Шаги расчета:
- Определите все постоянные расходы: Как мы уже говорили, это расходы, которые не зависят от объема продаж (аренда, зарплата, налоги и т.д.).
- Посчитайте точку безубыточности, то есть какое количество товаров вам необходимо продать с учетом вашей наценки и ваших переменных расходов, чтобы покрыть все расходы.
- Из полученной выручки отнимите переменные и постоянные расходы и то, что останется будет чистой прибылью.
Пример на продаже футболок:
- Переменные затраты на футболку: 250 рублей
- Цена продажи одной футболки: 800 рублей
- Постоянные затраты: 150 000 рублей
Соответственно , чтобы заработать с продажи футболок высчитаем точку безубыточности, то есть сколько продать футболок, чтобы выйти в 0.
Точка безубыточности = 150 000 рублей / (800 рублей — 250 рублей) = 272,73 футболки. Вам нужно продать минимум 273 футболки, чтобы покрыть все расходы.
Если вы продадите больше 273 футболок — то каждая дополнительная проданная футболка будет приносить вам чистую прибыль.
Таким образом, в данной стратегии ценообразования наша задача такая, чтобы в конце месяца общая сумма нашей маржинальной прибыли которую мы заработали сверху, перекрыла все остальные расходы.
Неочевидные расходы селлера
При расчете базовой стратегии себестоимости и точки безубыточности, существуют другие важные расходы, которые следует учитывать при работе на маркетплейсах:
1. Скрытые расходы:
- Комиссии маркетплейса: Помимо базовой комиссии, могут быть дополнительные сборы: платные приемка, хранение, упаковка
- Маркетинговые проекты самого маркетплейса: когда ВБ или Озон включают ваши товары в акции и специальные предложения.
- Возвраты и брак: Затраты на возврат товара, обмен или утилизацию брака.
- Изменение цен поставщиков: Нестабильность цен на сырье или готовые изделия может существенно влиять на себестоимость.
2. Сезонность и спрос:
- Сезонные колебания: Спрос на некоторые товары может значительно меняться в зависимости от времени года. Это необходимо учитывать при планировании запасов и ценообразовании.
- Изменение спроса: Тренды, появление новых конкурентов или изменение вкусов потребителей могут повлиять на спрос и, соответственно, на объемы продаж.
3. Инфляция:
- Рост цен: Постоянно растущие цены на сырье, услуги и другие ресурсы могут привести к увеличению себестоимости.
- Необходимость корректировки цен: Регулярно пересматривайте цены на свои товары, чтобы компенсировать рост затрат и сохранить прибыльность.
4. Управление запасами:
- Издержки хранения: Хранение товара на складе маркетплейса или на своем складе влечет за собой дополнительные затраты.
- Риск устаревания товаров: Если товар долго не продается, он может устареть или потерять свою актуальность.
5. Валютные курсы:
- Импорт товаров: Если вы закупаете товары за рубежом, колебания валютных курсов могут повлиять на вашу себестоимость.
Помните: правильный расчет себестоимости товара на маркетплейсе — это лишь один из элементов успешного бизнеса на маркетплейсах. Необходимо комплексно подходить к управлению процессом, учитывая все факторы, которые могут повлиять на вашу прибыльность.
Для более точного анализа и принятия решений рекомендуется использовать специализированные сервисы для автоматизации складских, финансовых, управленческих процессов на маркетплейсах.
Подпишись на экспертные статьи
Указывая свою почту вы соглашаетесь на обработку персональных данных