Себестоимость товара – это сумма всех затрат, которые несет продавец, чтобы произвести или приобрести товар и подготовить его к продаже на маркетплейсе. Другими словами, это цена, по которой обошелся продавцу один товар.

Зачем считать себестоимость

Понимание себестоимости товара на маркетплейсах Озон и Вайлдберриз – это фундамент для успешного бизнеса. Оно позволяет:

1. Определить оптимальную цену продажи: избежать убытков и обеспечить конкурентоспособность. Сравнивая свою себестоимость с конкурентами, можно установить более привлекательную цену для покупателей.

2. Оценить прибыльность товара: идентифицировать прибыльные и убыточные позиции, чтобы сфокусироваться на наиболее выгодных товарах и принять решение о дальнейшей работе с товаром. Если товар не приносит достаточной прибыли, то его лучше снять с продажи.

3. Планировать бюджет: определить необходимые инвестиции для вложения в закупку, хранение и продвижение товара. А так же спрогнозировать прибыль, составить финансовый план и оценить будущие доходы.

4. Оптимизировать расходы. Идентифицировать статьи расходов и поиск более выгодных поставщиков. Анализ себестоимости помогает найти поставщиков с более низкими ценами.

5. Принимать управленческие решения. Оценить эффективность маркетинговых кампаний: Позволяет определить, какие маркетинговые инструменты приносят наибольшую отдачу. Принять решение о расширении ассортимента: Помогает оценить, какие новые товары стоит добавить в каталог.

При торговле на маркетплейсах возникает множество расходов. Важно их все учесть, чтобы точно рассчитать себестоимость товара и определить оптимальную цену продажи.

Основные статьи расходов:

Себестоимость товара на маркетплейсах

Сегодня мы покажем как посчитать себестоимость товара на Вайлдберриз или Озон способом, который считается «золотым стандартом» у экономистов и вполне применим для селлеров на маркетплейсах. 

Разделим расходы на пропорциональные и не пропорциональные.

Пропорциональные (переменные) расходы — это те расходы, которые изменяются при увеличении объемов продаж или выручке.

Почему важно в себестоимость включать только переменные расходы?

  • Точность расчета: Такие расходы напрямую связаны с объемом продаж. Чем больше вы продаете, тем больше этих расходов. Это позволяет более точно рассчитать себестоимость каждого проданного товара и определить оптимальную цену.
  • Упрощение анализа: Использование переменных расходов упрощает анализ финансовых показателей и позволяет быстрее реагировать на изменения рынка.
  • Принятие решений: Понимание данных расходов помогает принимать обоснованные решения о ценообразовании, выборе поставщиков и оптимизации бизнес-процессов.

Какие расходы включать в себестоимость

Чем меньше объем переменных расходов , тем лучше. Это впервую очередь связано с тем, что вы будете сильно ограничены в ценообразовании и не сможете быть конкурентоспособны.

Какие расходы лучше всего включить:

Стоимость закупа товара
Упаковка
Комиссия с продажи
Логистика до клиента
Бонусы сотрудникам, привязанные к выручке
Маркетинг, если реклама на конкретные карточки
Прочие переменные расходы

Теперь давайте разберемся, как учесть оставшиеся расходы и убедиться, что ваш бизнес прибыльный.

Расчет полной себестоимости на Озон и Вайлдберриз

Полная себестоимость на маркетах — это сумма всех затрат, связанных с производством или приобретением товара и его продажей. Она включает как переменные, так и постоянные расходы.

Шаги расчета:

  1. Определите все постоянные расходы: Как мы уже говорили, это расходы, которые не зависят от объема продаж (аренда, зарплата, налоги и т.д.).
  2. Посчитайте точку безубыточности, то есть какое количество товаров вам необходимо продать с учетом вашей наценки и ваших переменных расходов, чтобы покрыть все расходы. 
  3. Из полученной выручки отнимите переменные и постоянные расходы и то, что останется будет чистой прибылью.

Пример на продаже футболок:

  • Переменные затраты на футболку: 250 рублей
  • Цена продажи одной футболки: 800 рублей
  • Постоянные затраты: 150 000 рублей

Соответственно , чтобы заработать с продажи футболок высчитаем точку безубыточности, то есть сколько продать футболок, чтобы выйти в 0.

Точка безубыточности = 150 000 рублей / (800 рублей — 250 рублей) = 272,73 футболки. Вам нужно продать минимум 273 футболки, чтобы покрыть все расходы.

Если вы продадите больше 273 футболок — то каждая дополнительная проданная футболка будет приносить вам чистую прибыль.

Таким образом, в данной стратегии ценообразования наша задача такая, чтобы в конце месяца общая сумма нашей маржинальной прибыли которую мы заработали сверху, перекрыла все остальные расходы.

Неочевидные расходы селлера

При расчете базовой стратегии себестоимости и точки безубыточности, существуют другие важные расходы, которые следует учитывать при работе на маркетплейсах:

1. Скрытые расходы:

  • Комиссии маркетплейса: Помимо базовой комиссии, могут быть дополнительные сборы: платные приемка, хранение, упаковка
  • Маркетинговые проекты самого маркетплейса: когда ВБ или Озон включают ваши товары в акции и специальные предложения.
  • Возвраты и брак: Затраты на возврат товара, обмен или утилизацию брака.
  • Изменение цен поставщиков: Нестабильность цен на сырье или готовые изделия может существенно влиять на себестоимость.

2. Сезонность и спрос:

  • Сезонные колебания: Спрос на некоторые товары может значительно меняться в зависимости от времени года. Это необходимо учитывать при планировании запасов и ценообразовании.
  • Изменение спроса: Тренды, появление новых конкурентов или изменение вкусов потребителей могут повлиять на спрос и, соответственно, на объемы продаж.

3. Инфляция:

  • Рост цен: Постоянно растущие цены на сырье, услуги и другие ресурсы могут привести к увеличению себестоимости.
  • Необходимость корректировки цен: Регулярно пересматривайте цены на свои товары, чтобы компенсировать рост затрат и сохранить прибыльность.

4. Управление запасами:

  • Издержки хранения: Хранение товара на складе маркетплейса или на своем складе влечет за собой дополнительные затраты.
  • Риск устаревания товаров: Если товар долго не продается, он может устареть или потерять свою актуальность.

5. Валютные курсы:

  • Импорт товаров: Если вы закупаете товары за рубежом, колебания валютных курсов могут повлиять на вашу себестоимость.

Помните: правильный расчет себестоимости товара на маркетплейсе — это лишь один из элементов успешного бизнеса на маркетплейсах. Необходимо комплексно подходить к управлению процессом, учитывая все факторы, которые могут повлиять на вашу прибыльность.

Для более точного анализа и принятия решений рекомендуется использовать специализированные сервисы для автоматизации складских, финансовых, управленческих процессов  на маркетплейсах.