Если селлер работает по схеме FBO, он оформляет документацию, координирует поставки и отправляет товары на склады маркетплейса. После этого доставка со склада Озон до конечных покупателей становится ответственность онлайн-площадки. Но за свои услуги маркетплейс взимает плату. Рассказываем, как работать со складами Озон, на что обратить внимание при размещение товара и как настроить логистику, чтобы сэкономить на стоимости.
Склад товаров Озон FBO: какие бывают и в чем их разница
Озон обслуживает пользователей в России, Беларуси и Казахстане. Чтобы покупатели быстро и легко получали свои заказы, а селлеры могли обеспечить спрос на больших территориях, маркетплейс организовал крупную складскую сеть.
Склады расположены в больших городах и рядом с удобными транспортными узлами. При этом продавец может сам выбрать лучшие склады Озон для своих поставок. Однако стоит помнить, что некоторые из них имеют ограничения. Например, если груз отправляется из Минска, он не будет доставлен в Сибирь, Калининград, на Дальний Восток и в Казахстан. А из Софьино, Павловской Слободы и Адыгейска товары не доставляются в Казахстан и Беларусь.
Узнать адреса всех складов маркетплейса можно на сайте онлайн-площадки.
Основная часть продаж традиционно приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Поэтому региональные склады менее загружены, что при некоторых стратегиях может быть более выгодно для продавца. При этом пользователи могут выбирать товары с любого склада, разница отразится во времени доставки и цене.
Как выбрать склад Озон
Перед тем, как поставить товар на склад Озон, стоит определиться с приоритетами. Особенно, если речь идет о начинающем селлере. От этого зависит эффективность логистики и успех продаж. Чтобы понять, какой склад лучше, Озон предлагает множество учебных материалов. Познакомиться с ними можно прямо в личном кабинете продавца в нужном разделе.
Например, так выглядит один из обучающих блоков.
Его можно вызвать, когда оформляется доставка на склад Озон в разделе Заявки на поставку
Кроме обучения на маркетплейсе, можно воспользоваться рядом рекомендаций, перед тем, как добавить склад на Озон:
- Поставки товара на центральные склады Озон со своего склада обеспечивают максимальный охват и могут быть предпочтительными для начала продаж. Кроме того, наименования из них часто распределяются по региональным складам при заказах, что обеспечивает быструю доставку.
- Изучите географию спроса на каждый товар. Определите регионы, где продукт будет популярен, и делайте поставки именно туда.
- Если вы работаете с несколькими складами, настройте приоритеты. Товары со склада Озон автоматически будут распределяться так, чтобы в первую очередь заинтересовать покупателя на ближайшей территории.
- Помните о габаритах, весе и категориях товаров, которые допускаются на разных складах, чтобы избежать непредвиденных ситуаций.
- Планируйте время поставок с учетом возможных задержек и загруженности складов.Следите за остатками товаров и управляйте запасами, чтобы избежать пустых полок.
Кросс-докинг Озон
Стоимость логистики товара на Озон для продавцов во многом зависит от кластера продаж. Кластер — это зона географии работы маркетплейса. Они не обязательно совпадают с границами регионов, и могут обслуживаться как одним, так и несколькими складскими точками.
Разделение территории на кластеры помогает ускорить обработку заказов и экономить ресурсы и время на доставке. Работа селлера внутри кластера более выгодна, чем между ними, потому что продавец не оплачивает комиссию за магистраль.
Посмотреть все склады Озон по кластерам можно на сайте маркетплейса
Если у продавца нет возможности самостоятельно отгрузить на склад Озон товары в выбранном кластере, селлер может воспользоваться кросс-докингом. Другими словами, отправить товар на нужный склад через другую точку. Например:
- Отправить товары на склад Озон с помощью пунктов выдачи и приёма заказов (ПВЗ и ППЗ), открытых как силами компании, так и партнёрами.
- Использовать сортировочные центры (СЦ), включая обычные и транзитные (ТСЦ), где осуществляется подготовка поставок к отправке на склады или распределительные центры.
Стоимость услуг кросс-докинга зависит от числа отправляемых грузомест и габаритов упаковки отправления.
Стоимость и сроки доставки можно посмотреть в таблице на сайте маркетплейса.
Склады поставки Озон: как экономить на логистике
За размещение и хранение товара на складе Озон маркетплейс также взимает плату. При каждой поставке кросс-докингом или напрямую начисляются литробонусы, которые учитываются и списываются ежедневно в счет размещения товара. 1 литробонус равен 1 литру товара на 1 день. Они рассчитываются исходя из объема принятых товаров, суммируются и не сгорают даже при нулевых остатках.
Стоимость размещения зависит от оборачиваемости товара:
- до 120 дней — бесплатно
- от 121 до 180 дней — 25 копеек за литр в день
- более 181 дня или отсутствие продаж — 50 копеек за литр в день, но не более 50 рублей за единицу товара в день
Коэффициент литробонусов за разные категории товаров можно посмотреть на сайте маркетплейса.
Таким образом полная логистика ФБО Озон по доставке товара до покупателя складывается из:
- стоимости доставки товара на склад Озон. Какие товары, какого объёма и каким способом везёт селлер — от этого зависит размер расходов. Продавец может воспользоваться кросс-докингом, помощью сторонних служб или привезти продукцию самостоятельно
- стоимости хранения и размещения товара на складе
- стоимости доставки товара до покупателя силами маркетплейса со склада плюс последняя миля Озон. При доставке в РФ эта услуга оплачивается в размере до 5,5% от установленной продавцом цены товара с учетом всех указанных продавцом скидок и акций, но не больше 500 рублей.
Для super-товаров Озон действуют особые условия:
Продавец не может повлиять на тарифы и комиссии, установленные маркетплейсом. Но есть несколько рекомендаций, следуя которым можно оптимизировать расходы на Озон-логистику и склад:
Оптимизация маршрутов доставки. Это означает выбор наиболее эффективных путей доставки товаров от склада к пунктам назначения, чтобы сократить время и расходы. Здесь особенное внимание стоит уделить выбору подходящих кластеров.
Кросс-докинг и доставка силами сторонних компаний. Такой способ перевозки грузов в нужный кластер может быть выгоднее, чем самостоятельная доставка или продажа только с одного склада. Товары находящиеся в одном кластере с покупателем показываются выше в каталоге и к их цене не прибавляется наценка маркетплейса за доставку в другой регион. Это может стать дополнительным плюсом в стимулировании продаж.
Рациональное использование транспортных средств и упаковки. Так можно максимально выгодно использовать вместимость грузовых машин, а оптимизация упаковки поможет сократить расходы на хранение и доставку до конечного покупателя.
Автоматизация управления запасами на маркетплейсе. Включает использование сервисов для управления инвентаризацией, хранением и перемещением товаров на складе без необходимости ручного вмешательства. Таким инструментом может стать, например, Ecom Platform.
Тщательное планирование доставки. Заранее составленные планы доставки, учитывающие все необходимые факторы, такие как время, маршруты, объемы и приоритеты, помогут избежать внештатных ситуаций и непредвиденных расходов.
Эффективное управление запасами на складах. Минимизация запасов на складе маркетплейса при сохранении способности обеспечить непрерывность поставок помогает избежать излишних расходов на хранение.
Повышение эффективности работы собственного склада. Внедрение методов и технологий, которые улучшают скорость и точность обработки заказов, сокращает время и затраты на обслуживание.
Постоянный анализ и улучшение логистических процессов. Регулярно просматривайте все шаги доставки, чтобы найти способы сделать их более эффективными и сэкономить деньги.
Ecom Platform как сервис автоматизации складских запасов
Ecom Platform предназначен для эффективного управления запасами товаров, обработки заказов, контроля отгрузок и автоматизации других процессов при работе на маркетплейсах. С его помощью можно легко синхронизировать остатки товаров на популярных торговых площадках.
Ecom Platform упрощает отслеживание заказов, списание продукции, резервирование позиций и обновление информации о наличии товаров на всех подключенных интернет-площадках. Это:
- предотвращает штрафы,
- ускоряет работу,
- снижает шанс возможных ошибок.
Для того чтобы продавцы могли оценить все преимущества и эффективность работы Ecom Platform, сервис предоставляет бесплатный пробный период продолжительностью 10 дней.
Подпишись на экспертные статьи
Указывая свою почту вы соглашаетесь на обработку персональных данных