Чтобы получать стабильную прибыль, а не подсчитывать убытки, ещё до старта продаж селлерам нужно верно рассчитать экономику своего бизнеса. Но сделать это без знаний особенностей выбранной схемы работы невозможно. В статье расскажем про особенности, тарифы и документы системы FBO на Озон.

FBO озон что это

FBO (Fulfillment by Ozon) — это система, которая позволяет продавцам освободить себя от рутины логистики и операций с заказами. Вместо того чтобы тратить время на хранение и доставку товаров, Озон-селлер на ФБО  поручает все эти задачи специалистам маркетплейса.

Никаких специальных действий для подключения этой схемы совершать не нужно. Новые товары по умолчанию причисляются к моделе FBO — со склада Ozon они, в перспективе, будут отправляться к покупателям, освобождая продавца от лишней работы.

Продажа ФБО Озон со стороны маркетплейса включает:

  • Хранение товаров. Склады Озон FBO освобождают поставщика от необходимости арендовать дополнительное помещение.
  • Обработка заказов. После получения заказа от покупателя, Озон берет на себя его обработку, включая упаковку и маркировку. Это позволяет продавцу сосредоточиться на других аспектах бизнеса.
  • Логистика Озон. Отправка ФБО-товаров конечному потребителю — это также забота маркетплейса. Артикулы доставляются в пункт выдачи заказов, а покупатель забирает их в удобное ему время. При этом просрочки и задержки практически исключены, что повышает лояльность пользователей к выбранной продукции.
  • Управление возвратами Озон ФБО. Возвраты товаров покупателем обрабатывает маркетплейс. Площадка берет на себя все операции. Это облегчает рабочую нагрузку селлера и освобождает время для других задач.

Преимущества FBO для продавцов

Экономия времени и ресурсов. Нет необходимости заниматься логистикой и обработкой заказов. Это позволяет вам сосредоточиться на развитии бизнеса и увеличении прибыли.

Расширение географии продаж. Поставка ФБО Озон — это возможность продавать не только в России, но и в других странах, таких как Казахстан и Белоруссия. Это открывает новые рынки для бизнеса.

Улучшение имиджа и конкурентоспособности. Отгрузка на склад Озон FBO обеспечивает быструю обработку и доставку заказов. Благодаря этому магазин может занять высокие позиции в каталоге и привлечет внимание большего числа потенциальных покупателей.

Недостатки системы FBO для селлеров

Дополнительные расходы. ФБО Озон — хранение, обработка заказов, доставка и другие операции — это платные услуги. Плюс селлеру необходимо иметь запас товаров на случай повышенного спроса. Поэтому стоимость ФБО Озон       следует учитывать при планировании бюджета бизнеса. Для некоторых позиций, возможно, будет выгоднее использовать другие схемы работы на маркетплейсе.

Ограничения по категориям товаров. Для продажи ФБО разрешены не все товары. Например, на склад ФБО Озон не примут агрохимикаты, некоторые виды строительных и отделочных материалов и ряд другой продукции. Полный список запрещенных наименований можно посмотреть на официальном сайте маркетплейса.

Конкуренция и цены. Многие селлеры опасаются выводить на Озон уникальные товары из-за рисков, связанных со спросом. Поэтому в каталоге можно увидеть много похожих артикулов. Это создаёт большую конкуренцию и может привести к значительному снижению цены товара в борьбе за внимание покупателей. Также Озон часто проводить акции и распродажи, при которых цена продукции должна быть снижена, если селлер хочет продвинуть свой товар на верхние позиции. Такая схема не всегда бывает выгодна, особенно в случаях, когда наценка продавца минимальна.

Поставка ФБО Озон

Отгрузка ФБО Озон возможна двумя способами — через виртуальный распределительный центр (ВРЦ) и на конкретный склад. Так продавец может выбрать более удобный для себя вариант в зависимости от географии своих продаж.

Поставка через виртуальный распределительный центр

  • В личном кабинете перейдите в раздел «FBO» — «Заявки на поставку»

Добавьте товары из каталога или загрузите их через XLS-файл и нажмите «Продолжить»

  • Выберите тип поставки «Через виртуальный распределительный центр»
  • На этой же странице заполните поле «Период отгрузки», чтобы выбрать удобное время для поставки. Можно указать от 1 до 14 дней. А также укажите точку, в которую планируете сдать товар.
  • Когда все поля будут заполнены, нажмите «Продолжить». Подождите минуту до обновления страницы. В открывшемся окне можно будет выбрать наиболее удобный вариант из тех, что предложит система. Определите, что вам больше подходит и завершите оформление. Заявка появится на странице «FBO» — «Заявки на поставку» в статусе «Согласование отгрузки»

Поставка на конкретные склады FBO Ozon

  • Повторите первый и второй пункт из раздела выше, а в третьем — выберете тип поставки «На конкретный склад»
  • Определите, как вы хотите доставлять товары — самостоятельно или силами маркетплейса. Затем заполните поле адреса, если требуется, и нажмите «Продолжить»
  • Выберете точный адрес отгрузки, учитывая географию логистики, требования приёмки и то, как будут хранится остатки на складе Озон FBO

Завершите оформление заявки.

Упаковка Озон FBO

Чтобы заказ без проблем доехал до покупателя, маркетплейс устанавливает четкие требования к упаковке. Кроме того аккуратно уложенный товар в прочной и красивой таре больше понравится пользователю, что может положительно отразится на продажах.

Основные принципы упаковки ФБО-товаров:

  • Каждая единица упаковывается в индивидуальную упаковку с этикеткой, на которой указывается название и штрихкод товара.
  • Поставка формируется из однотипных товаров для отправки на склад Озон.
  • Поставка собирается на палеты или в коробки для удобства транспортировки.
  • На каждую палету или коробку наклеивается этикетка с маркировкой.
  • Поставка отправляется на склад Озон, где её проверяют и принимают.
  • Сотрудники Озон дальше упаковывают товары и отправляют заказы клиентам.

Не стоит отправлять товар только в заводской упаковке. Часто она не обеспечивает достаточной защиты для перевозки и хранения. Например, шампунь или жидкая краска могут пролиться, а книги или текстиль намокнуть или испачкаться. Лучше подстраховаться и поместить товар в дополнительный пакет или пленку. Важно, чтобы товар занимал минимум места, но был надежно защищен.

  • Картонные коробки: универсальная упаковка, которая используется чаще всего. Они идеальны для различных товаров, обеспечивают дополнительную защиту.
  • Стрейч-пленка: обеспечивает защиту от повреждений, влаги и пыли.
  • Термоусадочная пленка: подходит для товаров с различными формами и размерами.
  • Тубусы (тубы): подходят для товаров в тюбиках и бутылках, а также для бумажных изделий, которые можно свернуть.
  • Курьерские пакеты: обеспечивают удобство и безопасность при доставке.

Если товар упакован без соблюдений требования маркетплейса, его не примут на склад. Так, для поставок недопустимы:

  • Коробки, пакеты и прочая тара с логотипами брендов и служб логистики
  • Упаковки с повреждениями, если порезы или надрывы превышают 2-3 сантиметра
  • Мятая и грязная упаковка. Не допускается использование тары, потерявшей свою форму и прочность.
  • Товары с некорректной или плохо читаемой маркировкой

Этикетка Озон ФБО

Когда каждый товар упакован, можно собирать поставку для отправки на склад. Если товар помещается в коробку по весу и размерам, используйте её. В случае слишком крупных или тяжелых предметов, лучше использовать паллеты.

Важно помнить, что количество и состав поставки на каждом грузовом месте (в коробке или на паллете) должны соответствовать указанным в заявке на поставку. При несоответствии товар могут не принять на складе.

На каждое грузовое место клеится этикетка с номером и подробностями поставки. Скачать её можно в личном кабинете продавца после оформления заявки.

Этикетка для поставки распечатывается на обычном принтере и наклеивается на коробку или паллету так, чтобы ее было удобно сканировать сотрудникам склада.

Комиссии Озон ФБО

Плата за раборту с маркетплейсом складывается из четерёх основных составляющих. Поэтому перед выбором схемы ФБО стоит учесть их размер при подсчете рентабельности бизнеса на онлайн-площадке.

Комиссия Озон fbo за продажу . Все товары на маркетплейсе отнесены к конкретной категории. В зависимости от неё, Озон устанавливает процент от стоимости, который уплачивает селлер. Плюс за каждую покупку с продавца снимают определенную сумму за эквайринг. Размер зависит от банка селлера.

Посмотреть размер комиссии по категориям товаров можно в личном кабинете продавца или на официальном сайте Озон

Доставка до покупателя и возвраты. Эти комиссии начисляются за логистические услуги, включая доставку и обработку возвратов.

Размер комиссии зависит от удаленности региона доставки, веса, размеров коробки товаров ФБО Озон

Комиссия за хранение товаров и другие услуги. Продавцы, хранящие товары на складах Озон по модели ФБО, платят ежемесячную комиссию за хранение. Она рассчитывается на основе объема и веса хранимых товаров.

По своему желанию селлер может заказать рекламные услуги или участие в акциях. Стоимость таких услуг зависит от условий конкретного мероприятия.

Чтобы не считать затраты вручную можно воспользоваться калькулятором Озон

В калькуляторе можно указать любые параметры, чтобы сразу оценить рентабельность работы по выбранной схеме. Однако важно помнить, что размеры комиссий могут изменяться. Поэтому продавцам следует регулярно проверять актуальную информацию на официальном сайте Ozon или в личном кабинете. Это поможет адаптироваться к изменениям и оптимизировать ценовую стратегию для максимизации прибыли и минимизации расходов на комиссии.